Разное

Платные «артерии» — смерть для организма

Платные «артерии» — смерть для организма

Компаниям-операторам платных дорог и так называемым «концессионерам» — олигархическим структурам, которые прихватизировали народные магистрали — дали добро на рост цен. Причём сразу аж в 2,6 раза. Со вчерашнего дня тарифы за проезд и так подняли, они выросли на 12−21%, но на этом решили не останавливаться. В целом больше похоже на то, что транспортную инфраструктуру России решили полностью парализовать.

Цифры поражают и возмущают. Для легковых авто тариф за проезд по платным федеральным автодорогам увеличивается с 3 рублей до 5 рублей за километр на реконструированных дорогах и с 3 рублей до 8 рублей на новых дорогах. То есть соответственно на 66% и на 166%.

С грузовиков драть будут ещё больше — 25 рублей за километр по новым платным трассам и 14,25 рубля по реконструированным. Сейчас 9,5 рубля вне зависимости от категории дорог. Рост — соответственно на 163% и на 50%. Причём если у вас высокая машина, например, минивэн, её легко запишут в грузовики, это и сегодня не редкость.

Когда будут введены новые тарифы, пока неясно, но то, что будут — тут даже сомнений нет. «Росавтодор» — вроде как госкомпания — живёт по каким-то своим правилам, отличным от всего, что происходит в стране. Тот же рост тарифов от 22 февраля явно выше официального уровня инфляции, что для «казённой» структуры как-то совсем неправильно. Однако этим никто не заморачивается. Электрат должен платить.

В качестве обоснования необходимости роста тарифов приводится вроде как убойный аргумент — дорожное строительство дорожает. К примеру, очень популярна цифра по поводу стоимость трассы М-12. Дескать, за прошлый год её смета выросла в полтора раза до 911,67 млрд. рублей.

Понять бы ещё почему. Всё, из чего строится дорога, отечественное. Песок, гравий, бетон, асфальт, металлоконструкции для мостов, ограждений и переходов, мачты освещения и т. д. — всё это российское. Импортная составляющая — светофоры, светильники, катафоты на ограждениях — продукция КНР, она сильно не выросла в цене. ГСМ у нас не дорожает, зарплаты не растут, посему плюс 50% себестоимости объяснить невозможно.

Стройматериалы вроде как тоже перестали дорожать и начали дешеветь. Пока не особо стильно, но это — розничные цены. Оптовые совсем другие, они отличаются кардинальным образом. То есть логика отсутствует. Нормальная логика. А вот с точки зрения «освоения» госбюджета всё понятно — нарисовали сколько надо. И ещё нарисуют, бояться-то некого.

Финансовый «накат» на народ идёт по нарастающей. 1 декабря людей нагло обманули с тарифами ЖКХ — обещали поднять до 9%, де факто вышло в полтора раза больше.

«Как было объявлено, повышение запланировано в пределах 9%. Но вот на днях я получил новую платежку за декабрь и увидел, что реальный рост составил вовсе не 9, а все 15 процентов! Скажем откровенно, это крайне значительная дополнительная нагрузка для семейного бюджета подавляющего большинства россиян. При этом надо отметить, что данное повышение накладывается на постоянный (пусть и не резкий) рост цен на продукты питания и товары первой необходимости. Для понимания, просто сравните стоимость среднего чека при покупках в магазине в начале года и сейчас», — говорит координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов.

Кинули. Причём дважды: по закону индексировать тарифы ЖКХ можно всего раз в год, а тут это сделали и второй раз. Решив вообще наплевать на народ. Точно так же и с дорогами. Всем известно, что при строительстве платных трасс так называемые «альтернативные» свободные магистрали делают малопроезжими. Вешают везде несуразные ограничения скорости, ставят массу светофоров и камер, затевают постоянные ремонты — загоняют народ на «платники». Людям деваться некуда, ведь иначе в дороге проведёшь всю жизнь. Приходится платить.

Читать так же:
Крупнейший производитель соли предупредил о риске перебоев с поставками

Но платят не только рядовые граждане, система устроена так, что госбюджет вынужден финансировать как бы «недополученную прибыль» от эксплуатации платных дорог. То есть они не просто убыточны, а убыточны вдвойне!

«Как показала проверка, заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд. рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход.

В ходе мероприятий мы достоверно установили, что прогноз трафика завышен и отчётность хромает в пользу концессионера. Фактический трафик в среднем в два с половиной раза ниже прогнозного", — ещё год с лишним назад писал в своём отчёте аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов.

Тогда проверяли трассу М11, которая находится под управлением ООО «Северо-Западная концессионная компания». Схема крайне проста: заявляется некий уровень прибыли, связанный с загрузкой дороги, он, естественно, не достигается. Госбюджет отстёгивает «недостачу». Счётная палата тогда как раз установила, что прогнозный трафик был сильно завышен. Но дело замяли. Почему — догадаться несложно…

В ведь есть ещё и платная «Минка», ранее — бесплатная М1, построенная ещё при Сталине. Её тоже прихватизитровали, и она нынче тоже пустая. А по параллельной старой Можайке не проехать — она вся забита. Не иначе как и тут «недополученная прибыль».

И так — везде. Со строительством, с ремонтом, со сборами. Несчётные миллиарды рублей уходят олигархам. Причём, как говорится, с особым цинизмом: за проезд по построенным на народные деньги дорогам народу ещё и приходится платить. Кощунство, иначе и не сказать.

Однако проблема не только в этом. Для развития любой экономики нужна хорошая транспортная доступность, мобильность ресурсов — как материальных, так и трудовых. Посмотрите, как оно устроено в Иране — по всей стране проложены широченные бесплатные автомагистрали. Платные тоже есть, но тарифы такие, что они, считай, тоже бесплатные.

«Это очень важно — транспортная инфраструктура имеет большое значение для развития регионов и для создания новых точек роста в регионах», — заявляет вице-премьер Марат Хуснуллин.

Теоретически всё верно. Кроме одного нюанса: разговор тогда был по поводу строительства платной трассы М-12. Теперь совершенно неподъёмной по ценнику. Более того, после её ввода в эксплуатацию тут же будет предельно усложнено движение по всем «альтернативным» дорогам. Как это происходит в других местах. То есть эффект окажется сугубо отрицательным.

Всё в совокупности — и дикий рост тарифов на «платниках», и завышение стоимости строительства, и «откупные» платежи концессионерам, и искусственные заторы на бесплатных дорогах — заставляет задуматься. Налицо звенья одной цепи. Да, госбюджет активнейшим образом «осваивают», не дело не только в этом. Очень похоже на целенаправленное вредительство, когда экономическая активность парализуется отсутствием транспортной доступности. Логистическая составляющая любого производства быстро растёт, то есть его рентабельность падает. Собственно, у обрабатывающих отраслей она и так уже близка к нулю. Хотят добить.

Да и граждан тоже. Чтобы не рыпались. Тут впору вспомнить книгу Николая Носова «Незнайка на Луне», где местные власти и олигархи ввели непомерные налоги на всё. Увы, пророчество оказалось про Россию. При таком росте аппетитов чиновников и миллиардеров нам, действительно, вскоре придётся платить за право дышать.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»