Разное

Уничтожение мостов через Днепр — опыт Люфтваффе

Уничтожение мостов через Днепр — опыт Люфтваффе

После 1945 года в любой локальной войне мосты и плотины становились наиболее приоритетными целями для бомбовых и ракетных ударов. Вот несколько примеров.

В ходе Корейской войны 15 мая 1953 года 24 истребителя-бомбардировщика нанесли удар по Часанской ирригационной плотине. Последующая волна из 24 самолётов F-84 утром 16 мая не смогла обнаружить видимых следов нанесённого плотине ущерба. Их бомбометание с пикирования также не дало заметных результатов, хотя и было отмечено несколько попаданий в плотину.

Следующая группа в составе 24 самолётов F-84 произвела налёт на Часан во второй половине дня 16 мая. Бомбы, сброшенные с самолётов первой волны, взорвались под водой внутри водохранилища недалеко от каменно-земляного основания плотины длиной 725 м и толщиной 66 м. В результате этого через водослив устремился поток воды шириной примерно 12 м.

Вторая волна самолётов точно сбросила бомбы на утрамбованные стены Часанской плотины. Серия бомб легла наискось плотины, дав 5 прямых попаданий с хорошей кучностью, и в плотине была пробита первая брешь. Волны, вызванные подводными взрывами, способствовали быстрому расширению бреши.

Через 30 минут брешь увеличилась до 60 м, и началось опустошительное наводнение, которое отчётливо зафиксировали фотокамеры, установленные на самолётах. Мощный поток воды хлынул на поля с молодыми посевами риса, затопив их. Мосты были снесены, железнодорожное полотно и шоссейные дороги смыты.

Эффективность налётов американской авиации на мосты в Корее была заметно снижена за счёт героизма и изобретательности северокорейских строителей и инженеров. Так, через реку Чёнчёнган у станции Санандзю были построены три больших низководных обходных моста, расположенных параллельно один другому и на удалении 800−1500 м один от другого.

Северокорейцы строили запасные мосты зачастую ещё до того, как налётам авиации были подвергнуты постоянные мосты с тем, чтобы один из двух или трёх запасных мостов мог обеспечить непрерывность движения.

В ходе Вьетнамской войны первым 3−4 апреля 1965 года был атакован железнодорожный и шоссейный мост в районе северовьетнамского города Тханьхоа. 3 апреля удар наносился силами почти восьми десятков самолётов, из которых 31 должны были нанести удар по мосту управляемыми ракетами «Булпап» и обычными 750-фунтовыми фугасными бомбами.

О крепости моста в Тханьхоа (называемого так же «пасть дракона») говорит тот факт, что для его подрыва в 1945 году вьетнамским партизанам пришлось столкнуть прямо в его центре два паровоза, груженных взрывчаткой.

В ходе первого налёта мосту не удалось нанести никаких серьёзных повреждений, большая часть бомб упала мимо, а управляемые из кабин самолётов ракеты «Булпап» с боеголовкой весом всего около 250 фунтов (113,5 кг) не смогли нанести видимых повреждений фермам. Лётчики докладывали, что ракеты и бомбы то пролетали мимо прямо в промежутки между фермами, то просто отскакивали от них.

4 апреля в новом налёте 46 самолётов сбросили около 300 бомб. И снова никаких результатов. Два дополнительных удара в мае 1965 года привели к тому, что вьетнамцам пришлось на короткое время закрыть движение по мосту для замены настила и нескольких ферм, но мост устоял. Попытки на этом не закончились, и до 1968 года на мост будет произведён 871 боевой вылет, приведший к потере 11 самолётов, но остановить по мосту движение больше чем на неделю не удалось ни разу.

В 1972 году во Вьетнаме американцы начали массово применять по мостам бомбы с лазерным наведением. Недостатком их было то, что самолёт, осуществлявший наведение целей лазером, должен был лететь по прямой на высоте не более 3660 метров (12 тыс. футов), становясь удобной целью для ПВО. Бомбам с лазерным наведением сильно мешали дымы, облака, дымзавесы и другие препятствия, рассеивающие лазерные лучи.

10 мая 1972 года американцы нанесли удар по мосту «Поля Думера» в Ханое. Для уничтожения моста было выделено 16 самолётов с управляемым вооружением. Четыре «фантома» с бомбами GBU-8 и дюжина с бомбами «Paveway».

Мост получил тяжёлые повреждения. Два пролёта треснули и просели, разойдясь, хотя и не рухнули, но никакое движение колёсного транспорта по мосту стало невозможно.

Читать так же:
Стало известно о планах Adidas продать подразделение в России

Все 16 самолётов вернулись на базу повреждений.

Мост «Поля Думера» был окончательно добит на следующий день, 11-го мая. Причём силами всего четырёх самолётов с бомбами «Paveway».

13 мая настала очередь и моста в Тханьхоа. В глотку «пасти дракона» запихнули 26 лазерных бомб, полностью обрушив пролёты и уничтожив одну из опор.

В последующие месяцы ВВС США планомерно разрушили практически все капитальные мосты в северном Вьетнаме. Благодаря управляемому оружию были уничтожены и такие ранее считавшиеся недоступными цели, как электростанция прямо среди жилых кварталов Ханоя и здание машинного зала ГЭС (при этом дамба осталась цела).

Как видим, поражение мостов в Корее и Вьетнаме было сложной задачей при отсутствии эффективных систем наведения. Американцы это поняли, и если во Вьетнаме управляемые бомбы и ракеты составляли 1% от общего числа, то в Ираке в 1991 году — 8%, в Югославии в 1999 году — свыше 25%, а в Ираке в 2003 году — 68%.

Сейчас ряд мастистых экспертов, опираясь на неудачные опыты Кореи и Вьетнама, начинают утверждать, что мосты неуязвимы для современных крылатых ракет, и на них даже не надо тратить те же «Калибры».

Помните, Райкина спрашивали о насосах, а он отвечал о колёсах. Экспертов спрашивают об ударах по плотинам, а они отвечают — о мостах.

Кстати, вовсе не обязательно по мостам и плотинам использовать дорогостоящие крылатые ракеты, несущие менее 300 кг взрывчатки. Вспомним, что в 1941—1945 годах в США, Англии, Германии, СССР и Италии были обращены в радиоуправляемые ударные дроны не менее тысячи обычных пилотируемых бомбардировщиков. Так, например, «летающая крепость» В-17F, превращённая в дрон BQ-7, несла 9070 кг взрывчатки.

Дроны из бомбардировщиков Второй мировой войны оказались неэффективным оружием только по одной причине — примитивной системе управления.

Любопытный пример. Немцы придумали более оригинальную систему — они превратили в дроны 250 бомбардировщиков Ju-88. Естественно, все они к моменту доработки выработали ресурс или имели серьёзные повреждения. Сверху над Ju-88 крепился истребитель Ме-109. Система получила название «Мистель».

Управление дроном велось из кабины Ме-109. Затем истребитель отделялся, и далее пилот наводил Ju-88 по радио. Позже на дрон поставили телекамеры, а на истребитель — приёмник, что позволило увеличить точность попадания и дальность стрельбы.

Вместо кабины экипажа в носовой части фюзеляжа разместили мощный кумулятивный заряд с 1,7−2 тоннами взрывчатки. Перед ним был установлен конический купол для формирования кумулятивной струи. Пилоты шутили: «Юнкерс обзавёлся хоботом!» По результатам испытаний такой кумулятивный заряд пробивал бетон толщиной до 18 метров.

Судя по всему, советская разведка пронюхала о «Мистелях», и весной 1943 года ГКО по этому поводу издал два постановления. По первому постановлению к 30 мая 1943 года ПВО Иваньковской плотины было увеличено до восьми 85-мм зенитных пушек, 14 зенитных автоматов 61К и 36 пулемётов ДШК.

Согласно второму постановлению, к 18 июня 1943 года были установлены противоторпедные сети на Иваньковской, Рыбинской, Угличской и Химкинской плотинах. Так, перед Иваньковской плотиной установили три линии сетей общей протяжённостью 5150 метров.

Как видим, советские генералы в 1943—1944 годах всерьёз воспринимали возможность удара дроном по плотине, а нынешние военные эксперты придерживаются иного мнения.

В РФ на аэродромах отстаиваются сотни (не менее трёхсот) списанных авиалайнеров Ил-62, Ту-154, бомбардировщиков Ту-22 и многих других машин. Тот же Ту-154 может нести 18 тонн взрывчатки — вполне достаточно для уничтожения любого моста и любой плотины.

На Украине оценили возможности древних летательных аппаратов и успешно пустили в дело советские дроны-разведчики Ту-141 «Стриж», изготовленные полвека назад.

Разглагольствования, что уничтожение плотины может привести к огромным человеческим жертвам, пустые страшилки. Население, предупреждённое хотя бы за 2−3 часа до удара по плотине, гарантированно покинет возможные зоны затопления. А кто сомневается, пусть посмотрит статистику десятков цунами, когда двух-трёх часов хватало для ухода населения на места, недоступные воде. Замечу, что и само по себе предупреждение населения без нанесения удара приведёт к огромным экономическим потерям.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»