Разное

Американские наёмники рассказали про «российский плен»

Американские наёмники рассказали про «российский плен»

В «Вашингтон пост» — интервью Энди Тай Хюинь и Алекса Дрюке, дравшихся на стороне Украины, прошедших через плен (в общей сложности 104 дня) и выменянных, в том числе на Медведчука. Кроме него, ещё 214 украинцев плюс 10 иностранцев против 55 российских военнослужащих. Любой плен всегда ужасен, даже без каких-либо пыток, а просто по факту ожидания своей участи. Не дай бог никому!

Естественно, что текст изобилует словами «невыносимо» и «жестоко» — наоборот, было бы странно, если б подобные эмоции отсутствовали. Но в интервью имеются также и конкретные подробности: удар прикладом в живот (это вроде «добро пожаловать»), неудобные позы в течение долгого времени (пошевелишься — оплеуха), холодный подвал, недостаток сна, буханка хлеба с мутной водой, следы от туго стянутых верёвок, укусы клопов и «доносившиеся крики».

Так вот, это — не пытки, это — жестокое обращение, хотя, конечно, от подобного уточнения пленному не легче. Но там (при любом вооружённом конфликте), где убивают, уже не столь ужасно, когда «просто бьют». А Энди Хюинь и Алекс Дрюк, по собственным воспоминаниям, звонили по приказу (?!) тех, кто их допрашивал в различные организации, включая Госдепартамент и Кризисный центр ветеранов США. Если бы хотелось «кровавой мести», наверное, они бы исчезли «по-тихому».

Впрочем, бывшие пленные американцы поведали и об «утончённом» — одиночной камере с постоянно включённой музыкой (по ней они определяли промежутки времени) — около 80 песен, от Rammstein до Эминема. Биньям Мохаммед тоже запомнил Эминема: «Я слышал это безостановочно снова и снова, днём и ночью в течение нескольких месяцев, многие из нас тогда сошли с ума».

Читать так же:
В Европе поспорили из-за замороженных активов России

Кто такой Биньям Мохаммед? Экс-заключенный Гуантанамо, позже освобождённый со снятием всех предъявленных обвинений.

А пытка музыкой — передовое американское изобретение, сначала считавшееся «гуманным» для психологического воздействия. От акустического удара (не рукой ведь, не ногой и не прикладом) — до «культурного отторжения», вызывающего «стопор» мозга. Вот мнение профессионала, американского сержанта Марка Хадсела: «Когда заставляют слушать музыку 24 часа в сутки, утомление ослабляет функции мозга, мышление замедляется, и волю легко будет сломить. Тогда-то мы и приходим допрашивать».

«Плей-лист» наиболее распространённых (популярных?) «пыточных песен» известен, например, AC/DC «Hell’s Bells» и «Shoot to Thrill», хит Брюса Спрингстина «Born in the USA», композиция группы Metallica «Enter Sandman», три песни Эминема (White America, Kim и Slim Shady) и т. д. Была даже дискуссия в СМИ — надо ли соблюдать в подобных случаях авторские права и платить отчисления «за использование».

Сами музыканты отнеслись к данному факту по-разному: многие — критично, но были и насмешливые: «Мы мучали своих родителей и жён нашей музыкой много лет, почему б и не их [заключённых] тоже», — заявил Джеймс Хэтфилд, вокалист «Металлики». Смешно пошутил. Американские пленные Энди Тай Хюинь и Алекс Дрюке оценили бы.

Я это не к тому, что одно «тёмное» на фоне другого как бы оправдывается и становится «светлым». И не к тому — мол, туземцы опять скопировали «передовые разработки». А к тому, что у зла не имеется «благодарности», оно безразлично и к тем, кто его породил.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»