Разное

Немцы озаботились созданием собственной «Катюши»

Немцы озаботились созданием собственной «Катюши»

Тотальное обнищание арсеналов армий стран-участниц Североатлантического альянса сподвигло военное руководство Бундесвера на планирование обновления и модернизации своих Сухопутных войск. Точнее, одной из его составляющих — реактивной артиллерии. Главной целью этого перспективного плана называется разработка и создание новой реактивной системы залпового огня GMARS.

В настоящее время парк РСЗО, имеющийся в распоряжении Бундесвера и представленный системами MARS II (аналог M270 MLRS), мягко говоря, серьезно ограничен. Еще в прошлом году несколько таких РСЗО отправились на просторы незалежной, где в компании с американскими М142 «Himars» должны были показать «силу западного оружия» и обратить вспять «чеченско-бурятские орды орков». Но, как говорится, не сложилось.

В результате сегодня Сухопутные войска Германии располагают не более чем тридцатью четырьмя РСЗО MARS II и примерно двумя сотнями оригинальных M270 MLRS. Правда, боевая эксплуатация последних невозможна по весьма внушительному списку причин. Именно поэтому немцы сильно озаботились малочисленностью и техническим несовершенством имеющихся на вооружении Бундесвера РСЗО (MARS II принята на вооружение в 1990 году) и решили кардинально изменить сложившуюся ситуацию.

Самым простым и наиболее популярным решением этой проблемы могло бы стать приобретение новых образцов. На первоначальном этапе это могла бы быть небольшая партия, способная восполнить системы, уничтоженные на украинском театре боевых действий — с последующим увеличением общей численности парка реактивной артиллерии и перспективой полноценного перевооружения.

Однако существующие сегодня у Бундесвера возможности не отличаются широтой, а более или менее авторитетные компании-производители с предложениями как-то не спешат. По этой же причине военное руководство Германии до сих пор не в состоянии определиться ни с со сроками такого перевооружения, ни с желаемым количеством новых реактивных систем залпового огня.

На этом фоне живой интерес экспертного сообщества вызвало опубликованное в конце июня изданием «Defense News» интервью с Говардом Бромбергом — вице-президентом американской корпорации «Lockheed Martin». В нем было заявлено, что компания намерена принять участие в реализации программы перевооружения Сухопутных войск армии ФРГ и уже предприняла для этого кое-какие шаги. В апреле месяце американской корпорацией и немецкой Группой компаний «Rheinmetall» подписан меморандум о сотрудничестве, целью которого обозначен совместный проект, названный «German Mittleres Artillerieraketensystem» (Немецкая средняя артиллерийская ракетная система) или «GMARS».

К настоящему времени компании-разработчики не только досконально изучили перечень требований заказчика, но и сформировали внешний облик новой РСЗО. После проведения первых консультаций с военными и предварительной оценки перспективной системы представителями Бундесвера встал вопрос о сокращении сроков разработки и подготовки к серийному производству. С учетом, мягко говоря, не очень хорошего состояния немецкой армии, все большего втягивания Германии в противостояние Североатлантического альянса против Российской Федерации и ее непростых отношений с соседней Польшей, такое ускорение более чем логично и понятно.

Таким образом, относительная простота проекта, по мнению немцев позволит существенно минимизировать время его реализации. Оперативное получение контракта подрядчиками обеспечит подготовку первых сборочных компонентов в течение нескольких месяцев и передачу уже в 2025 году первой партии из пяти новых РСЗО в распоряжение Бундесвера.

Читать так же:
Компаниям в «русских офшорах» предложили налоговые льготы

Главной конструкторской концепцией при создании системы «GMARS» следует считать широкое использование незначительно доработанных доступных и готовых компонентов, при минимальном количестве новых узлов и агрегатов. Так, четырехосное колесное шасси серийного грузовика «Rheinmetall-MAN (RMMV) HX» (колесная формула 8×8), укомплектованное 440-сильной дизельной силовой установкой и трансмиссией, распределяющей крутящий момент на все колеса, обеспечивает не только рост уровня мобильности, но и улучшение ряда эксплуатационных характеристик. Таких как вполне себе приличная грузоподъемность и способность к буксировке тяжелых грузов. Кстати, полностью соответствующих массе боевого оснащения и нагрузкам, возникающим при реактивной стрельбе.

В задней части шасси предполагается размещение пусковой установки на опорно-поворотном устройстве, которое будет заимствовано у серийной M270 MLRS, что позволит новой РСЗО применять и транспортировать сразу два унифицированных ТПК со штатными боеприпасами. Как тут не вспомнить про две сотни систем, пылящихся на складах Бундесвера. По информации производителя, совместимость новой РСЗО с ракетами семейства GMLRS с моноблочной БЧ, используемыми MARS II, будет сохранена. При этом количество боеприпасов в комплекте вряд ли будет увеличено, считают специалисты. Здесь, безусловно, присутствует один крайне важный для нас момент. Американские пусковые установки «заточены» в том числе и под твердотопливные тактические баллистические ракеты класса «поверхность-поверхность» MGM-140 ATACMS, способные, как известно, летать на дальность до трехсот километров. Успокаивает лишь то, что у Бундесвера их нет и их закупки у США Германия не планирует. По крайней мере, пока. Так же, как и перспективных баллистических ракет малой дальности PrSM, разрабатываемых для замены MGM-140 ATACMS.

Вместо штатной для M270 системы управления огнем немецкие РСЗО MARS II оснащаются СУО European Fire Control System. Какую из них установят на новую GMARS, в настоящее время держится в секрете, однако не стоит сомневаться, что она будет отличаться достаточно высокими характеристиками точности и быстродействия. Не изменится и состав экипажа, состоящий из трех человек, которые могут осуществлять пуск ракет посредством дистанционного управления, то есть не выходя при этом из кабины.

И в заключение о неоднозначных особенностях, оценивая которые под определенным ракурсом, можно считать и недостатками. Во-первых, новый образец таковым не является. По сути, это модернизированная версия существующей РСЗО. Во-вторых, устанавливаемые на нее уже готовые ПУ, использующие к тому же не самые передовые боеприпасы, не смогут существенно повлиять на рост ее боевого потенциала. И, в-третьих, такое создание «новой» РСЗО не предполагает формирование значительного технологического и конструкторского задела на будущее, что трудно назвать прогрессом и совершенствованием.

А теперь, о перспективах. Очевидно, что создаваемая реактивная система залпового огня должна заинтересовать не только заказчика, но и других потенциальных покупателей. А кроме того, обойти конкурента. Тем более, что он имеется.

Для справки: израильская «Elbit Systems» и немецкая машиностроительная «Krauss-Maffei Wegmann GmbH & Co KG» намерены предложить Бундесверу совместно разработанную РСЗО «Euro-PULS» на шасси автомобиля IVECO.

Какому из образцов будет отдано предпочтение, увидим позже. Примерно, в ближайшие год-два.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»